Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
2

У какой бабушки были ладушки, кашку и бражку пили? В чем смысл стишка?

Fortunate [29.8K] 5 лет назад

У какой бабушки были ладушки, кашку и бражку пили? В чем смысл стишка?

Что за бабушка такая, где бражку и кашку дают? И кто они вообще, эти ладушки-ладушки?

О чем на самом деле речь в милой детской игре в ладушки, в которую до сих пор играют все родители со своими детьми?

Подсказка: про позднее слово «ладони», а также современные «вегетарианские» попытки заменить бражку на «простоквашку» лучше сразу забыть, игре в ладушки не менее тысячи лет ;)

2

«Ладушки» – детская песенка – потешка. Одни ее считают развлекательной, другие - развивающей, но особого смысла в ней не находит никто. Однако это совсем не так: смысл в песенке есть. Другое дело, что почти уже не различимый.


Традиционно считается, что «ладушки» – это искаженное «ладошки». Собственно, простенькая игра, сопровождающая потешку, вроде бы действительно задействует ладони, так что всё логично.

Однако слово «ладонь» в русском языке сравнительно молодое, века этак до 18-ого оно произносилось иначе – «долонь». А в украинском и белорусском и сейчас звучит схоже. Сама же песня существует намного дольше и во всех вариантах в ней говорится именно о «ладушках».

Получается, что «ладони» тут ни при чём.

Само слово «ладушки» содержит в себе славянский суффикс –ушк-, придающий словам уменьшительно- ласкательную окраску. Скажем: «дед» – «дедУШКа», «баба» – «бабУШКа», «дети» – «детУШКи». Вот и «ладУШКи» – это что-то уменьшительно-ласкательное от «лад (лада)».

Что это за слово?

Найти его мы сможем в русском фольклоре и даже летописях. В них словом «лада» или «ладо» называют жену или мужа, а иногда невесту или жениха. Само же слово из праславянского язычества. Именно тогда существовала (и весьма почиталась) богиня с красивым именем Лада. Отвечала она за любовь и семейное благополучие, так что сохранилось её имя и в подзабытом названии свадебного обряда – «ладины», и в привычном обозначении семейного счастья – «лад».

Из некоторых источников можно понять, что Ладу включали в тройку «женских» богинь – рожанец. Несмотря на столь скромное вроде бы название, рожаницы – вовсе не мелкие божества; отвечали они ни много ни мало – за всю Вселенную! И Лада не просто устраивала семьи – через любовь мужчины и женщины она сотворяла и поддерживала мировую гармонию.

В языческом мировосприятии Лада-богиня отражалась и повторялась во всех влюбленных мужчинах и женщинах. И они становились её подобиями – ладами. Так их и называли. Встречалось слово «лада» и в значении «ребёнок», «дитя», но было это гораздо реже.

Так что наши «ладушки» – это влюбленная пара, жених и невеста. А сама первая строчка что-то вроде «Милые любушки!».


Какую бабушку навещают будущие супруги?

Судя по всему, имеется в виду не родная бабушка – мать одного из родителей нашей пары, – а «бабушка общая», «прародительница». Наши предки жили большой семьей – родом, в котором не просто мама-папа-дети, а ещё и тети-дяди, единокровные и двоюродные… до седьмого колена! Где-то в глубине времен в эту семью входили и самые первые родовичи – прародители. Естественно, они уже давно пребывали в ином мире, но здесь, на земле, у них были заместители – те, кто их представлял. И, как правило, это была женщина, причем в возрасте и многодетная.

Почему женщина? Потому что кому как не женщине, вынашивающей и приводящий в мир новых детей, хранить родовую память.

Почему в возрасте? Потому что прожитые годы приносили мудрость и опыт.

Почему многодетная? Потому что сама родив много детей, женщина несла в себе силу плодородия, которой могла поделиться и с другими.

Такая женщина поистине становилась «общей бабушкой» – всем старшей и почитаемой родственницей. Часто она выполняла роль главной жрицы рода. И не менее часто – повитухи.

Ничего удивительного: рожающая женщина «открывала» дверь между миром живых и миром душ; роды были событием отчасти сакральным. И кому ещё помогать в таком деле как не мудрой (самой не раз рожавшей), наделенной знанием и опытом прожитых лет женщине! Это же почти обряд, а она в нём – жрица, помощница и проводница.

«Прикасавшаяся» к иному миру, повитуха помогала рожать детей и сама несла в себе запас священных сил. Следовательно, могла ими поделиться – одарить ладу-невесту детьми.

Так что будущей семье навестить бабушку-повитуху, получить от неё щедрый дар – обещание будущих деток, - было очень логично.


Почему обо всём этом можно говорить достаточно точно? А вы вспомните, что делают в гостях у бабушки? Едят кашку и пьют бражку!

Каша – для древних славян-язычников не просто еда.

Во-первых, её варят из зерен. Зерно ложится в землю («умирает»), но даёт росток, который затем развивается в большое взрослое растение – а на нём вырастают колосья, в которых зерён множество. Так что зерно – мощный символ, с множеством смыслов. Здесь и торжество жизни, и возрождение, и идея цикличности, и преумножение-плодородие.

Во-вторых, для получения каши зерно нужно, как минимум сварить, т.е. обеспечить союз воды и огня – тоже сильных и многоплановых стихий. Ко всему прочему, огонь – сам по себе бог, один из самых почитаемых – младший брат Солнца, к тому же проживавший не где-то в небесах, а на земле, рядом с людьми – в каждом очаге.

Кстати, в кашу часто добавляли ягоды (в символике – «дикий» эквивалент зерна) и мёд, рассматривавшийся как «сконцентрированное солнце», «пища богов».

Бражка – тоже не просто напиток. Практически во всех религиях (особенно в тех, которые относят к языческим) имеется священный напиток, дарующий исцеление, продление жизни, вдохновение и приравнивавший человека к богам. Обычно это что-то опьяняющее, например, пиво. А у славян – брага.

В совокупности каша и брага несли в себе весьма мощный посыл: приобщение к божественности, обеспечение плодородия, накопление жизненной силы и обещание возрождения… В целом, по смысловой нагрузке очень близко к христианскому причастию, которое, как вы помните, производится «кровью и плотью» – хлебом и вином.

Поэтому неудивительно, что будущие супруги, навещая главную жрицу рода, вкушают священную пищу. Это позволяет им на время встать рядом с богами и получить часть их силы, нужной для обеспечения рождения здоровых и крепких детей.


На этом фоне последние слова песенки кажутся бессмысленными и даже чужеродными. Но это не так.

Славяне полагали: осенью птицы переселяются в ирий, небесную обитель богов. Когда приходит время, они отпирают райские врата и выпускают Весну – наступает новый год и жизнь возрождается.

Птицы приносят тепло, поэтому люди весной проводили специальный обряд – заклички. В это время пекли фигурки птиц из теста, выносили их на улицу – показывали солнцу, поднимая повыше (на шестки или просто на голову). А заодно и пели призывные слова – закликали.

Смысл у этих действий – магический. Настоящие птицы увидят свои подобия, подумают, что часть сородичей уже прилетела, и поспешат к ним – наступит весна.

Заклички – часть обрядов календарного цикла, относящихся к весне. Но к весне относились и обряды свадебные. Точнее весной люди искали пару, ухаживали, сговариваясь о будущей свадьбе и «играли любовные игры». Ну да, именно то самое: и эти действия не были развратом; люди делились с землей силой плодородия и сами брали от неё.


Ритуалы вполне могли объединяться в один обряд, призывающий весну, тепло, жизнь. Его участниками вполне логично становились те, кто мог принять силу жизни и отдать сторицей – молодые девушки и парни. Они воплощали Ладу, звали птиц и вкушали священную кашу с главной жрицей рода и тем самым способствовали возрождению и обновлению мира.

Об этом и песенка.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
2

К великолепному ответу уважаемой Аликсы почти нечего добавить, я лишь допишу несколько соображений.

  • Лада, к которой безусловно имеют отношение герои песни, если и была Рожаницей, то одной из двух, так как Рожаницы всегда упоминались только в двойственном числе (пока оно существовало).
  • Скорее всего это были действительно молодые. Менее вероятно - детки, а ладушки - просто ласковое обращение, как лапушки (возможно, "лапушка" от "ладушка" и произошло))
  • У этнографов есть мнение, что ходили ладушки если и к живой бабушке (что не факт), то точно на обряд поклонения Роду, то есть умершим родственникам. Отсюда и кашка с бражкой: до сих пор ритуальная каша (коливо) поедается на поминках, и "бражка" сохранилась - на поминках или на кладбище обязательно пьется рюмка водки или вина. Также в пользу этой гипотезы говорит странное "полетели, на головку сели" - речь о душах предков, которые, по верованиям славян, представали в виде птиц, улетающих в Вырий/Ирий.

Играя с ребенком в "ладушки", мать как бы приобщала его к Роду и обычаям почитания предков, в которых маленький человечек обязательно примет участие, когда немного подрастет.

Вот такая длинная и интересная история у детской потешки, которую все мамочки до сих пор проговаривают своим деткам, уже не понимая смысла. И пусть хоть так! Только слова заменять не стоит - бражку на простоквашку, например. Это чистой воды ханжество, ребенок все равно не понимает еще разницы, а веками "наговоренный" текст так теряет свой смысл и положительное влияние.

1

Многие детские потешки пришли к нам из глубокой древности. Это пример для нас приемов воспитания ребенка в колыбельный период, как строго в дозированно давался познавательный материал, а также роли радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем детстве.Всё это закреплялось в поэтических произведениях- потешках. Играя в "Ладушки", ребенок не только воспринимает богатство звуков, обилие меняющихся картин и явлений, но и происходит контакт непосредственно ладошками с играющим с ним человеком (мамой,папой, бабушкой и др), тем самым ребенок получает ласку, уверенность,спокойствие, жизнерадостность.Хлопанье ладошками, помахивание ручками - это для ребенка гимнастика.Конечно в этой потешке много юмора, шутки; но "бабушка добренька", "кашка сладенька", "бражка миленька". В речи детей нет ещё таких слов,обозначающих эти понятия, это только обилие меняющихся картин и явлений, отсюда стремление детей к звукоподражанию, к показу действием.Очень жалко, что сейчас родители не так часто играют с детьми в "Ладушки" или "Сороку", заменяя это дорогими игрушками. Это равносильно духовному обкрадыванию своих детей.

0

Очень жаль, что с самых давних пор, людям внушали ,что алкоголь это хорошо.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация