Руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов — о том, почему необходимо принять масштабную кредитную амнистию, в отношении пеней и штрафов по банковским долгам граждан
В моей почте растет число обращений граждан, попавших в трудные ситуации в связи с невозможностью выплачивать банковские кредиты и займы. Беды у людей схожие, хотя обстоятельства разные. Кто-то в свое время поверил мифическим выгодам валютной ипотеки, а теперь терпит крах из-за резко упавшего курса рубля. Кто-то до поры исправно выплачивал потребительские кредиты, но из-за кризиса лишился работы, и расплачиваться стало нечем. Немало тех, у кого проблемы с выплатой кредитов возникли в силу разного рода житейских драм — болезни, смерти родных, несчастного случая. Если взять вкупе все эти обращения, написанные кем-то с мольбой о помощи, а кем-то — с трагическим отчаянием, то зримо вырисовывается огромная и тяжелейшая проблема. Я бы даже сказал, беда общенационального масштаба!
Неслучайно сегодня стал расхожим такой термин, как «кредитное рабство». Ведь это действительно похоже на рабство, когда человек, опутанный долговыми оковами, попадает в беспощадную зависимость от воли кредиторов и коллекторов и во многом перестает быть свободной личностью, теряя многие права. Огромный масштаб этой беды подтверждается официальной статистикой: совокупный размер долгового бремени граждан составляет 10,6 трлн рублей. При этом просроченная задолженность уже достигла примерно 500 млрд рублей. Более 5 млн наших граждан сегодня находится в настоящем кредитном рабстве. И это только «верхушка айсберга». Центробанк не учитывает ситуацию с так называемым микрофинансированием, которое в 2011 году было введено с подачи нынешнего главы правительства.
Намерения декларировались благие. Но на деле затея обернулось разгулом ростовщичества в самой гнусной форме. Микрофинансовые конторы, расплодившиеся по стране, как тараканы, принялись действовать по принципу «Когда говорят деньги, совесть молчит».
Главными жертвами стали самые незащищенные категории — пенсионеры, малоимущие семьи. Заемщики, клюнувшие на приманку новоявленных гобсеков, сегодня оказываются в ситуации, описанной известным, невеселым афоризмом: «Раньше мы жили бедно-бедно, а потом нас ограбили».
Как нам обычно представляют «прелести» капитализма? Не надо, мол, кормить голодного рыбой, а надо дать ему удочку, чтоб сам наловил, сколько нужно. Ну а как выглядит модель капитализма, выстроенная в России? Не надо давать голодному удочку, ведь ее можно продать ему в кредит! И не объяснять при этом, что ничего он этой удочкой не поймает. Почему? Да потому, что и гипотетический «пруд», и «рыба» в нем давно принадлежат тем, кому этот бедолага теперь еще и за удочку должен.