Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
5

Если бы у вас была возможность изменить школьную программу по литературе..?

svet-max [96.2K] 10 лет назад

продолжаю вопрос: какие бы вы стали убирать произведения и что предложили взамен?

In-s [12.8K]
Сложно ответить, т.к. школьная программа меняется, и я даже не представляю какие произведения сейчас изучают в школе.  10 лет назад
svet-max [96.2K]
Ну а в той программе, что была у Вас, что бы вы хотели изменить?  10 лет назад
In-s [12.8K]
Надо подумать.  10 лет назад
комментировать
16

Ни за что не стала б убирать произведение "Что делать?"

Кто его не понял, тех мне жаль. После критики здесь, на БВ, с сомнениями за него бралась. И знаете, мне понравилось. Обязательно оставила бы "Отцы и дети" Тургенева, "Герой нашего времени" Лермонтова. Исключила бы Булгакова и Солженицина.

Слишком много надо пережить в жизни, чтобы понять, что Булгаков - это гений, а Солженицин - это пропагандист, неискренний автор.

Очень трудно идет Гоголь "Мертвые души", но вообще-то полезно понять срез человеческих характеров, которые и сейчас не изменились.

"Война и мир" - это сложное произведение. Его половина школьников не понимает. Но надо преодолевать себя, потому что если не сложится впечатление сейчас, когда учишься, то потом никогда его в руки не возьмешь.

Я ездила на Бородинскую панораму. Как для ближайших поколений война с фашистами была ключевым событием, так для предыдущих была война 1812 года. И знать об этом необходимо.

Шолохова я б поставила "Судьба человека", а "Тихий Дон" - это слишком.

Я считаю, что кроме нашей литературы отдельно надо было бы вести уроки "зарубежной литературы". Дать на это дополнительные часы.

И, возможно, что по некоторым романам надо было б строить обучение так, чтобы учитель описывал суть романа, все бы заносили это себе в тетрадь, а прочитывать целиком давалось бы на выбор. Т.е. вот вам 5-6 книг, их суть и смысл и течение событий - вот такое. Его надо уметь пересказать. Потом каждому по желанию дается читать то, что понравилось по описаниям. И все пишут индивидуальные сочинения именно по тем произведениям, которые прочли.

Ведь логично, что литературные пристрастия у всех разные.

Потом можно было б устраивать диспуты: "Почему я выбрал Бредбери, а не Томаса Вулфа?"

Литературные ринги.

Вопрос об изменении школьной программы по литературе упирается не в список литературы, а в способ преподавания.

В сущности эти же ринги можно было бы устраивать и по русской литературе. Кто-то никогда не сможет от и до прочесть "Войну и мир". Зато, поучаствовав в диспуте, поймет про это произведение от тех, кто прочел. В общем, я б вообще немного изменила преподавание литературы.

Его можно сделать одним из самых интересных предметов, если подумать.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
3

В нашей школе были выдающиеся педагоги, но и они вынуждены были изучать с нами те произведения, стоящие обязательными в программе, которые вполне можно было бы "пробежать" факультативно. К таким я отношу, например, современного автора Виля Липатова, столько часов мусолили тему "гасиловщины" из "Это все о нем", среднее произведение, кто умудрился внедрить его в программу? Лучше бы больше изучали поэтов и писателей начала 20 века, но времена были не слишком благосклонные к ним.

Самое, по-моему, уродливое из всего, что было в ту эпоху - это запрет на определенную литературу. Диктуют тебе, что читать, а что не читать.

Обязательным я бы поставила "Поучение Владимира Мономаха" для чтения и изучения.

Вообще, я бы программу литературы наполнила большим количеством обязательных к прочтению книг, но изучение свела бы к высказыванию каждым собственной точки зрения, а не чтение в учебниках правильных ответов, кому это нужно.Уроки словесности должны бы научить каждого отстаивать свои убеждения, поощрять собственный взгляд на любое произведение прежде всего, а на уроках обмениваться этим,устроив своего рода дискуссии по теме.

Вспомнила пресловутую партийность литературы, вот уж бред сивой кобылы, что мы должны были знать!

Vanessa Mai [62.4K]
>> Виля Липатова... "Это все о нем", среднее произведение

Литературное произведения правильнее включать в шк.программу не по критерию "воспитание худож.вкуса и информирование"­­, - гораздо важнее воспитание порядочности, чего стало в обществе катастрофически не хватать. Потому одно произведение Липатова, Нагибина, Вампилова и т.п. полезнее, чем десятки произведений Толстых, Достоевских, Фадеевых и уж тем более Чернышевских.
 более года назад
комментировать
3

Убрать "Что делать" Чернышевского - однозначно. Произведение сомнительной ценности и для взрослых, а для школьников так вообще одно мучение и никакого толка.

Добавить побольше зарубежной классики - Драйзер, Уайлд, Митчелл, Фитцджеральд.

Уроки литературы должны формировать вкус и прививать любовь к чтению, что совершенно невозможно, если программа перегружена объёмными произведениями, которые не всякий взрослый осиливает (та же "Война и мир" Толстого, литературная ценность которой не подлежит сомнению, но многие ли способны оценить это в старших классах, да ещё и по принуждению?)

Добавить незаслуженно обделённые вниманием фантастику и фэнтези - Толкин, Сапковский, Желязны, Стругацкие, Азимов, Бредбери, Хаксли, Оруэлл, Замятин.

Со стихами тоже ситуация не идеальна. Серебряный и золотой век отечественной поэзии, конечно, хороши, но это же ещё не всё. Стоит добавить что-то из зарубежного - Бёрнс, Киплинг, Шиллер. Можно обратить внимание и на современных авторов, бо стихосложение сейчас в почёте и испытывает прилив популярности.

2

Держу перед собой список для чтения на лето для переходящих в 8 класс:

А.С. Пушкин "Капитанская дочка" и "Повести Белкина", Н.В. Гоголь с его "Ревизором" и "Женитьбой", И.С. Тургенев "Ася", "Андрей Колосов", "Три встречи" и "Часы";

Л.Н. Толствй "Хаджи Мурат", В.Г. Королено "Мгновение", А.Т. Твардовский "Василий Теркин", М. Горький !Дед Архип и Ленька", "Сказки об Италии", "Страсти-Мордасти"

В. Шекспир "Ромео и Джульетта", М. сервантес "Дон Кихот", А. Грин "Алые паруса", "Бегущая по волнам", У. Коллинз "Лунный камень", А. Кристи "Происшествие в старом замке", "Убийство на поле для гольфа", С. Лем "Магелланово облако".

Из этого списка я не знакома только с С. Лемом, остальные все читала, в рамках школьной программы или вне ее. Не считаю, что подборка плоха, она универсальна. Проблема в том, что дети мало читают. Я помню себя в школе, за год прочитывала сотни книг, и не рассказов, а романов, поэтому проблемы понимания или не понимания не было, формировался литературный вкус. Кстати, чтение специальной литературы (об авторе, о произведение) поможет научиться анализировать произведение, понимать автора, видеть не только то, что на поверхности.

2

Моей дочери на летние каникулы дали список литературы прочесть Украина ). Это было примерно после 3 класса, не помню точно. Когда сама решила почитать эту литературу , была в шоке. Всё депрессивное. Постоянно, то замёрзла, то умерла от голода героиня и всё в таком духе. И это для детей младших классов.

Я бы ввела в обязательную школьную программу творчество Маршака. Чуковского и Успенского. Детям интересно и учат добру.

1

Действительно, как минумум странно, что школьная программа практически годами не меняется. И изучаемые сейчас, например, в десятом классе произведения остались те ми же, что и я изучала больше тридцати лет назад, учась в девятом классе.

Да, за эти годы школьная программа притерпела некоторые изменения. В одиннадцатом классе появились "Мастер и Маргарита" Булгакова и несколько произведений писателей, эмигрировавших после революции и гражданской войны на границу. Но это буквадьно капля в море.

Некоторые из изучаемых классических произведений совершенно не соответствуют возрасту обучающихся. Так, например, "Ромео и Джульета" изучается в седьмом классе (учебник авторства Курдюмовой), а ещё несколько лет назад это произведение изучалось в девятом классе. Видимо, такая перестановка обусловлена тем, что Джульете четырнадцать лет и она ровестница большинства современных семиклассников? Но дети в этом возрасте ещё не понимают глубину чувств героев...

Не знаю стала бы я убирать их программы испытанные годами произведения, но я точно бы многие произведения из среднего звена перенесла для изучения в старшие классы.

Дава бы ученикам выбор изучать то или иное произведение автора.

А ещё обязательно добавила бы тему - "Современная литература". А то такое впечатление, что в наше время писателей и поэтоы вообще нет.

0

Ну, я, как человек, который всё-таки любит читать, убрала бы "Тихий Дон", "Войну и мир " - их лучше изучать обзорно. Добавила бы" Повелитель мух " Уильяма Голдинга,"О дивный новый мир" Олдоса Хаксли, "451° по Фаренгейту" Рэя Бредбери, "Над пропастью во ржи" Сэлинджера. Нужно начать литературу с того, что близко подросткам, что интересно, что трогает душу. А потом, может быть, будет интересна и "Анна Каренина", и "Преступление и наказание". Зарубежная литература изучается в очень небольшом объёме, а это напрасно, так как школьникам тоже важно иметь более полное представление о картине мира.

0

Уййй, у Нас на самом деле множество в программе того, что не воспринимается школьниками... Война и мир, Мастер и Маргарита, да тот же "Одни день Ивана Денисовича", как то не продумано литература вводиться в мозг школьникам. УБрал бы все Это, а капнуть бы Глубже - не только это!

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация