Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
2

Как определить, в каком падеже стоит слово "царю" в трагедии А. С. Пушкина?

il63 [117K] 3 года назад

В сцене "МОСКВА. ДОМ ШУЙСКОГО" мальчик читает молитву, которая заканчивается так:

Да будет он, как прежде, благодатен,

И милостив и долготерпелив,

Да мудрости его неистощимой

Проистекут источники на нас;

И, царскую на то воздвигнув чашу,

Мы молимся тебе, царю небес.

Нужно определить, в каком падеже стоит слово "царю". Как это лучше всего сделать?

3

Нынешние шесть падежей остались от семи, которые употреблялись на Руси ло революции.

В разговорном языке исчез звательный падеж. Именно в этом падеже и звучит обращение "Царю небес" в упомянутой трагедии А.С.Пушкина.

Но подобные обращения мы можем слышать ежедневно в православных храмах.

Дело в том, что церковно-славянский язык не претерпел подобных революционных изменений, когда яростно выкорчевывались не только буквы, названия, но и целые падежи.

Во время богослужений, особенно в молитвах, обращенных к Святой Троице, к Господу, пресвятой Богородице, святым, мы постоянно слышим именно звательный падеж, который является мостиком, соединяющим человека с Царствием Небесным.

Далеко ходить не надо. открываем православный молитвослов и на первой странице читаем Молитву Святому Духу (она читается православными перед любым богослужением и при призывании Божией Благодати на начинаемое дело):

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
il63 [117K]
+1. Ответ можно также найти в начале этого отрывка. Мальчик начинает читать: Царю небес, везде и присно сущий,
Своих рабов молению внемли...
Здесь звательный падеж очевиден.
Но вряд ли можно согласиться с тем, что "яростно выкорчевывались... буквы и целые падежи". Просто развитие языка само постепенно отбрасывало и буквы, и падежи. Например, уже в XVIII веке произношение букв е и ять стало одинаковым, еще раньше еры (в конце слова) перестали быть гласными (что осталось в болгарском языке), слились в произношении и-восьмеричное, и-десятеричное и ижица, то же для зело и земля, оу и у, омега и о и т.д. Так что из четырех десятков букв часть оказалась просто ненужной.
 3 года назад
Elephant17 [39.4K]
"Яростно" - это мое неприятие перемен, когда Миллонные ул. становились ул. Халтурина, древние имена из святцев заменялись на Даздраперм и Оюшминальд, коверкался язык...
И еще я очень обрадовалась, что могу, наконец-то, ответить хоть на один из ваших затейливых вопросов.
 3 года назад
комментировать
2

Во времена А.С.Пушкина было 7 падежей. 7-й назывался "звательный". Звательный падеж употреблялся при обращении. Пример: Чего тебе надобно, старче? В приведенном вами примере звательный падеж. В современном русском языке звательный падеж совпадает с формами именительного падежа или падежа, согласованного с падежом личного местоимения ты, вы (тебе, тобой и т.д., вам и т.д.). В вашем примере - это современный дательный падеж. Звательный падеж был упразднён в 1918 году.

Современные падежи определяются вопросом: кто, что; нет кого, чего; дать кому, чему; видеть кого, что; гордиться кем, чем; думать о ком, чём.


Строго говоря, звательный падеж - это не совсем падеж, а форма обращения. В современном русском языке иногда говорят о ново-звательном падеже. Например: Вась, ... Тань, ...

2

Сделать это очень просто. Следует просто задать вопрос. Мы молимся кому? - царю небес.

На вопросы кому? чему? в русском языке отвечает дательный падеж.

Следовательно, слово "царю" стоит в дательном падеже.

il63 [117K]
Это не так: достаточно прочитать начало молитвы (я его специально не привел). Так что tu autem discite...  3 года назад
Ad libitum [113K]
Возможно, если это строки из молитвы. Если же нет...  3 года назад
il63 [117K]
А что тут гадать: у Пушкина прямо сказано: "Ну, гости дорогие, Последний ковш! Читай молитву, мальчик". Конечно, эту молитву сочинил сам Пушкин, но "близко к тексту". Оставайтесь счастливой! :)  3 года назад
комментировать
1

Мы молимся тебе, царю небес.

Это обращение, а не дательный падеж. Сейчас у нас обращение всегда стоит в именительном падеже, а в древнерусском языке для него был особый падеж, который назывался звательным.

Сравните:

бог — боже

господь — господи

отец — отче

мать — мати

сын — сыне

дева — дево

царь — царю

В правой колонке — древняя форма звательного падежа. Сохранилась она преимущественно в словах религиозной тематики, так как молитвы и сейчас читают на церковнославянском языке. Но нам известны формы звательного падежа и для многих других слов: брате, княже, друже, дружино, господине и т.д.

P.S. Похоже, что я не прав. Царю небес не может быть обращением. Вот царю небесный — другое дело. Разницу чувствуете?

Так что предыдущие высокоумные рассуждения я дезавуирую, и это действительно дательный падеж. Пардон-пардон. ))

il63 [117K]
Интересно, но прочитайте начало молитвы по Пушкину:
Царю небес, везде и присно сущий,
Своих рабов молению внемли...
Сейчас сказали бы "Царь небес, внемли..."
 3 года назад
комментировать
Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID